Скачать PDF Отправить на почту

Оглавление

Маркетинг – совокупность процессов, направленных на создание, продвижение и реализацию товаров или услуг покупателям. Он включает разные стороны взаимодействия с клиентом: рекламу, сервис и другие.

Функции и задачи маркетинга

Что такое маркетинг

Основные функции маркетинга следующие:

  •  Аналитическая. К ней относится анализ потребителей и конкурентов, текущей ситуации на рынке. 
  •  Производственная. Включает мероприятия, связанные с выпуском продукции: выбор материально-технической базы и ее оптимизация при помощи новейших технологий. 
  •  Сбытовая. Подразумевает мероприятия, нацеленные на оптимизацию сбыта. 
  •  Контрольно-управленческая. К ней относится организация коммуникации, управления, прогнозирования и других бизнес-процессов в компании.

Основной задачей маркетинга является получение прибыли. Для этого и применяют его инструменты. К вспомогательным задачам относятся:

  •  Формирование стратегии фирмы. 
  •  Управлением спросом. 
  •  Изучение потребностей и особенностей потенциальных клиентов. 
  •  Разработка ценовой политики компании.  
  •  Обеспечение качественного обслуживания. 
  •  Формирование ассортимента продукции. 
  •  Выпуск новых позиций.

Виды маркетинга

Виды маркетинга выделяют в зависимости от его цели по отношению к спросу на продукт или услугу. Существуют следующие разновидности:

  •  Конверсионный. Его цель заключается в увеличении спроса. Для ее достижения выясняются причины нежелания аудитории покупать предлагаемую продукцию. 
  •  Стимулирующий. Он направлен на формирование спроса. Для получения результата проводятся акции, в ходе которых клиентов знакомят с товаром и его свойствами. Потенциальным покупателям дается большое количество информации о продукции или услуге. 
  •  Развивающий. Он возможный спрос превращает в реально существующий. Для достижения этой цели изучаются потребности аудитории и создается продукт, который может удовлетворить их. 
  •  Ремаркетинг. Помогает вернуть ушедших клиентов, стимулировать их купить товар. 
  •  Синхромаркетинг. Используется для стабилизации спроса. Задача достигается при помощи регулирования цен (например, снижения их в неблагоприятный период), оптимизации рекламы и других методов. 
  •  Демаркетинг. Разрабатывает методы, снижающие спрос. Используется, когда компания не может его удовлетворить. 
  •  Поддерживающий. Сохраняет текущий спрос. 
  •  Противомаркетинг. Организует мероприятия, уничтожающие или уменьшающие спрос (например, на алкоголь).

Чем маркетинг отличается от рекламы

Главные отличия между понятиями следующие:

  •  Реклама является только инструментом маркетинга. За счет нее маркетологи увеличивают продажи и выходят на новые рынки. Маркетинг имеет установленные правила, а реклама зависит от аудитории. В ходе нее могут использоваться как классические, так и инновационные методы. 
  •  Реклама может существовать и отдельно от маркетинга. Если маркетинг имеет исключительно коммерческий характер, то реклама может быть социальной или политической. Она может иметь задачи, не связанные с получением прибыли.

Узнайте о возможностях интернет-маркетинга в вашей сфере

Концепция 4Р

Для достижения своих целей маркетинг имеет эффективные инструменты. Один из них — это концепция 4Р, сформулированная Дж. Маккарти. Теория планирования включает несколько направлений:

  •  Product (продукт). В этой области выбирается продукт, который может быть предложен на рынок. Он должен удовлетворять потребности клиентов и обладать преимуществами, которых нет у конкурентов. 
  •  Price (цена). Здесь определяется сумма, которую покупатель готов заплатить за конкретную услугу или товар. 
  •  Promotion (продвижение). В этом направлении выбираются эффективные каналы продвижения. Проводимые мероприятия должны донести до клиентов информацию о свойствах и преимуществах товаров и услуг. 
  •  Place (место). Здесь выбирается место, где клиенты могут приобрести продукцию или заказать услугу. Важно, чтобы оно было доступным для потенциальных покупателей.

Основные термины маркетинга, которые должен знать каждый бизнесмен

Незнание терминов маркетинга часто проводит к неверному восприятию информации. Знакомство с базовыми понятиями поможет правильно оценить потенциал партнеров и нанимаемых специалистов. К основным терминам маркетинга относятся следующие:

  •  В2В — продажа товара другим предприятиям (Business to business). 
  •  Маркетинговая воронка — последовательность этапов привлечения покупателей. Она начинается с первоначального знакомства с товаром и заканчивается его приобретением. Среди промежуточных звеньев может быть регистрация на сайте, подписка на рассылку и другие. 
  •  Целевая аудитория — это группа потенциальных потребителей товара, объединенная общими признаками. 
  •  Мерчендайзинг — методика продвижения товаров и услуг в торговой точке.

Для успешного развития своего дела начинающему предпринимателю нужно изучить главные принципы маркетинга, освоить его инструменты. Наличие таких знаний поможет избежать ненужных рисков.

Остались вопросы?

Получите бесплатную консультацию